alelikand (alelikand) wrote,
alelikand
alelikand

Монетизация ЖЖ: с чем и кто ее "ест"?

Три года назад написано.

...реальный трафик, состоящий из оригинального контента, постепенно снижается, падает качество блогов, появляется огромное количество ботов и журнальчиков со сплошь унылой копипастой и репостами, многие заметные фигуры уходят на другие платформы и в автономные блоги, готовя "запасные площадки", увеличивается количество "брошенных" и полумертвых блогов.

Оригинал взят у alelikand в Монетизация ЖЖ: с чем и кто ее "ест"?
Из пункта А в пункт Б вышел пешеход...
Нет, об этом немного позже.
Тогда так: в бассейн по двум трубам вливается вода, а по трем - выливается...
И это тоже слишком сложно для начала.

А давайте начнем с самого простого.
Скажите, ведь практически у каждого блоггера ЖЖ когда-то возникал вопрос о том, зачем и кому нужны платные репосты, размещение записей в Промо и попадание в ТОП ЖЖ, как конечная цель?
Ну, действительно, какой смысл платить реальные деньги за виртуальные жетоны, чтобы твоя запись оказалась в списке 25 наиболее популярных на главной странице ЖЖ?

Самый очевидный и в большинстве случаев самый неправильный ответ - из желания популярности и тщеславия, ибо рано или поздно любой самый упоротый гонщик за славой понимает, что она преходяща и не приносит практически никакой пользы, кроме возможности поглаживать свое постоянно пухнущее ЧСВ.
Инфицированный этой болезнью искренне верит в свою уникальность и гиперталантливость, а также особую миссию, выполнению которой всячески мешают завистники и просто недалекие по своей природе люди.

Но это так, к слову, а мы же говорим о достаточно адекватной части публики ЖЖ, к которой (как хочется надеяться) относится большая часть юзеров. Поэтому, для того чтобы разобраться в сути, попробуем пробраться в святая святых блогокухни, ответив на более детальные и существенные вопросы:

  • что такое монетизация и зачем она была придумана?

  • какие возможности она реально дает блоггерам?

  • как, кем и для чего используются эти возможности?

  • как монетизация в целом влияет на развитие и перспективы ЖЖ?

Итак, по порядку...
1. что такое монетизация и зачем она была придумана?

Впервые детали грядущей монетизации были озвучены И.Дроновым в апреле 2012 года. В том посте были перечислены практически все возможности для тех, кто хочет заработать в ЖЖ и которые потом постепенно вводились в действие.
Сейчас, по прошествии некоторого периода времени, можно сказать, что первоначально была явно переоценена роль блока Self Promo в журналах пользователей, не до конца продумана система репостов и грантов, но это лишь нюансы, которые ничего не меняют в сути замысла и последствиях его воплощении.
Можно сказать, что модернизация в этом смысле осуществлялась последовательно и в соответствии с разработанным и озвученным планом. За одним существенным исключением, о котором будет сказано в самом конце.

Достаточно интересным здесь представляется сам вопрос причин, вызвавших монетизацию.
Это сейчас вдруг всем стало ясно, что ЖЖ - бизнес, который должен приносить прибыль. Только вот почему этим озаботились именно в тот момент? Неужели раньше денег не считали или не понимали сути этого самого бизнеса?
А вот тут есть несколько версий:
- влияние кризиса, который затянулся и сбил несколько оптимистичное настроение бенифициариев по поводу незыблемости своего коммерческого успеха ("свое всегда возьмем - не тут, так там")
- всеобщий тренд, заметный во всех социальных сетях, когда наметился поворот к тому, что пора бы уже и собрать урожай с лояльности, взлелеянной годами
- изменившаяся мировая и внутрироссийская конъюнктура, когда социальные сети стали представлять собой объект пристального внимания властей как источник потенциальной угрозы для стабильности политического устройства.

Другими словами, ЖЖ стал постепенно превращаться для владельцев в чемодан без ручки, который и бросить жалко, и нести неудобно - прибыль проблематична, а имиджевая составляющая высока.
В такой ситуации кровь из носу нужен был рост капитализации (стоимости) ресурса, для того, чтобы иметь аргументы перед лицом потенциальных инвесторов и покупателей. Тут и и понадобиласьприбыль, как показатель успешности и эффективности. А для этого, как вы понимаете, необходимо было обеспечить дополнительную активность внутри и вокруг хостинга, которая стала бы источником новых, более объемных финансовых потоков.
Именно для решения этих задач и была сформирована новая команда "спасателей-модернизаторов", профессиональное будущее которых стояло в прямой зависимости от достижения намеченных результатов. Поднимут показатели - хорошо, а нет - так нет.
И команда эта взялась за дело...

2. какие возможности дает блоггерам монетизация?

На сегодня существуют следующие основные инструменты монетизации:
- аукционное промо (желтый блок): позволяет разместить на главной странице или странице рейтингов ссылку на свою запись максимум на один час по цене от 3 до 10 тыс. жетонов. Аукционное промо в любой момент можно перекупить, предложив более высокую цену
- календарное промо (синий блок): отличается от аукционного тем, что его можно купить заранее, его никто не сможет перекупить и его стоимость как правило фиксирована (20 тыс жетонов). Кроме того, здесь могут размещаться записи явно коммерческого характера.
- Self Promo: промо в журналах. Можно установить его в своем журнале, изменив настройки своего аккаунта и, наоборот, использовать промо чужого журнала, разместив там ссылку на свою запись. Цены, как правило невелики, спрос и эффективность - тоже. Применяется как вспомогательное средство.
- платные репосты: дают возможность распространить свою запись, заплатив за это, или наоборот заработать на распространении чужой записи, разместив ее оригинал себе в журнал
- гранты: программа финансирования жетонами перспективных, но пока малоизвестных журналов. Жетоны, полученные в соответствии с этой программой можно потратить на продвижение путем размещения записей в том же Промо различного вида.
Практически с мая выдача новых грантов приостановлена. Забуксовала и сама система - многие грантополучатели забросили свои журналы или ведут себя пассивно, поняв что выделенные средства сами по себе не очень велики и не могут гарантировать стабильного успеха...

3. как, кем и для чего используются эти возможности?

На сегодня, в общем-то, раскрыта формула успешного промо. Это сочетание аукционного промо с платными репостами.
Такой коктейль действует очень эффективно, особенно если разместить запись в правильное время (когда трафик в ЖЖ максимален) и выставлять платные репосты сериями, с некоторым промежутком.
Подобный алгоритм дает очень высокие шансы попадания в топ, особенно если следовать мудрому рецепту "...не жалеть заварки". Естественно, желательно, чтобы сама запись не представляла собой полное убожество, хотя и это порой уже не важно...
Календарное промо тоже неплохо, но оно, как правило, выкупается постоянными рекламодателями и партнерами ЖЖ типа travel_redigo, Letidor  и пресловутого  sexrf с его "точкой G", что уже не раз отмечалось недовольными таким сужением возможностей блоггерами, в частности Промычем ljpromo.

Кто же пользуется такими алгоритмами промо? В первую очередь те, кто хочет попасть в топ (или хотя бы максимально распространить свою запись) и те, кто хочет заработать на репостах.
Обратите внимание - практически любая запись, находящаяся на высоких позициях в топе (за очень редкими исключениями), репостировалась достаточно много раз (ники репостеров можно увидеть, наведя курсор на число сделанных репостов). С учетом же того, что минимум платы за один репост сейчас установлен в сумме 200 ЖЖЖ - можете представить себе объем жетонов, доставшихся репостерам даже при  условии, что часть репостов сделана бесплатно пользователями, которым просто понравилась запись.
Однако, есть и нюансы - всегда можно договориться и найти репостеров, которые готовы скопировать вашу запись за меньшую сумму, так сказать "вчерную". Для этого существуют даже специальные сообщества (здесь можно увидеть, кто и за сколько покупает репосты) и прочие подобные места. Появился даже термин "жетонохантер", то есть блоггер, который активно зарабатывает жетоны перепостами, отслеживая их появление и перехватывая у конкурентов.

Впрочем, с желающими подзаработать таким образом все понятно, но для чего тратят такие суммы авторы?
А вот здесь и начинается самый жыр.
Безусловно эти затраты можно рассматривать как инвестиции, то есть вложения с целью получения дальнейшей выгоды в размерах, превосходящих первоначальные затраты. Как же это достигается?
Одни извлекают свой профит, размещая в своих блогах скрытую коммерческую рекламу под видом "личных впечатлений и дружеских рекомендаций", привлекая рекламодателей данными трафика, другие "сидят на зарплате" у тех или иных политических партий и движений, методично продвигая их интересы и формируя "нужное" общественное мнение, третьи выполняют разовые поручения по пиару или антипиару тех или иных событий и людей, четвертые "продают свой блог" оптом и в розницу...
Иначе говоря, именно так виртуальные жетоны конвертируются в совершенно материальные блага, принося своим хозяевам попутно еще и социальный статус "известного блоггера" и уважение восхищенной публики.

4. как монетизация в целом влияет на развитие и перспективы ЖЖ?

Естественно, тех, о ком я только что упомянул, очень мало и само по себе высокое место в рейтинге, постоянное попадание в ТОП и солидный трафик журнала не дают никакой гарантии, что блоггер сможет заработать.
Для этого, в конце концов, нужен и определенный талант, и авторитет, и связи, если хотите.
Но сейчас несколько о другом - каким образом все эти процессы, усиливающиеся день ото дня с помощью сознательной политики дирекции, влияют на состояние самого ресурса и наши с вами интересы, как его пользователей?

С финансовой точки зрения стратегия вроде бы оправдывается - налицо оживление пользователей, объемы циркулирующих в системе жетонов растет, а значит растет и выручка от их реализации. Кроме того, идеи монетизации, всячески пропагандируемые по различным каналам (от блогов "идеологов" монетизации до Школ ЖЖ и Нефорумов), находят все больше и больше последователей, рвущихся к своей "ЖЖешной мечте".
В общем, "кони пьяны, хлопцы запряжены" - движуха нешуточная, ЖЖ динамично развивается, трафик рвется в небеса!

Но каковы на самом деле результаты и последствия монетизации в перспективе?
Начнем с того, что финансовые результаты бизнеса (отчетность) закрыты и поэтому оценить их объективно невозможно. Кроме того, мы все прекрасно понимаем, что и отчетность не может быть источником полностью объективной информации по данному вопросу.
Соответственно, остается "судить по косвенным". И вот здесь не в пользу версии о "динамичном развитии" играют постоянные реорганизации самого бизнеса, муссируемые слухи о возможных продажах ресурса, о больших грядущих переменах в руководстве и т.п. информация, которая у нас в России обычно "без огня" не бывает.

Впрочем, наблюдательные блоггеры уже видят, что реальный трафик, состоящий из оригинального контента, постепенно снижается, падает качество блогов, появляется огромное количество ботов и журнальчиков со сплошь унылой копипастой и репостами, многие заметные фигуры уходят на другие платформы и в автономные блоги, готовя "запасные площадки", увеличивается количество "брошенных" и полумертвых блогов.
Таким образом, ресурс теряет самое главное - свою рекламную привлекательность и имидж "элитной площадки", где присутствует не "школота", а самостоятельные и состоятельные потенциальные потребители товаров и услуг.

Это только финансово-экономическая составляющая, но ведь есть и другой момент: те люди, которые находятся здесь давно и генерируют уникальный по сравнению с конкурирующими сетями контент, привыкли воспринимать ЖЖ как "уютненькую" и не готовы мириться с такой коммерционализацией и примитивизацией, о чем постоянно говорит, например, artemdragunov. Это грозит их разочарованием, а возможно даже и уходом (пусть даже во "внутреннюю эмиграцию"), что опять же неблагоприятно повлияет на будущее всего ресурса во всех смыслах - ведь понятие "лояльность потребителя" еще никто не отменял и именно она формирует имидж и гудвилл ресурса в более широком смысле.
В результате есть опасность, что площадка превратится в смесь унылой биржи рекламы, репостов и банального флудо-чатика вперемежку со светской хроникой.

И в заключении еще об одной важной вещи, упомянутой в самом начале - до той поры, пока не будет введена давно обещанная возможность конвертации виртуальных жетонов в реальные деньги, все будет идти по нисходящей: реальный курс жетона (который отражает "черная биржа") будет снижаться, его стоимость - девальвироваться, а выручка от их реализации - падать, так же как и доходы эмитента (самого ЖЖ), ибо почти все уже поняли, что виртуальные "фантики", ничем не обеспеченные и с неконтролируемым объемом выпуска, предназначены лишь для подпитки малочисленной части аудитории, вытягивания средств из рядовых пользователей без улучшения качества и стабильности представляемых услуг и не несут никакой реальной ценности...

"Вот такая вот музыка, такая, блин, вечная молодость..."

Tags: ЖЖ, блоггеры, кризис, монетизация
Subscribe

Posts from This Journal “монетизация” Tag

  • СУП из семи ...?

    Все, что нам надо знать про ЖЖ: "Со ссылкой на «СПАРК-Интерфакс» «Ведомости» пишут, что компании Rambler & Co…

  • Модные форматы

    Пара слов про "новый, модный формат". Если кто не в курсе, то это про видеоблоги. Я уж простите, не могу без зубной боли читать обычные…

  • Все пропало - гипс (Главную) снимают, топодрочеры уезжают?

    А вот интересно, что теперь будут делать топодрочеры , когда поменялась Главная и там нет всего рейтинга записей? Переходить на старую версию?

  • Блогеры на продажу?

    Возможно вы уже знаете, что в ЖЖ открылась биржа блогеров. В чем ее суть? Регистрируетесь и получаете возможность обозначить свои интересы и…

  • 4 стадии, которые проходит блоггер

    Всё уже было и нет ничего нового под Луной и Солнцем. Как бы мы порой не раздувались от чувства собственной талантливости и исключительности, нам не…

  • Вопрос залу

    Все-таки одно дело писать в свой бложик, зная что всё написанное - твое личное оценочное мнение и прочтут его немногие и в большей…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments