alelikand (alelikand) wrote,
alelikand
alelikand

На смерть образования

На самом деле все проблемы образования, порой так яростно обсуждаемые как в среде профессионалов, так и в обществе в целом, таковыми не являются.
Всего лишь следствия, рябь на воде, пусть порой и видимая и на довольно большой и окрытой.

Все эти ЕГЭ, болонские процессы, реформирования, коммерционализация и пр. - отчаянная попытка как-то сблизить реалии и желаемое. Суть же заключается в том, что нынешние школьники и студенты не имеют никакой мотивации и способности получать образование в том виде, в котором оно сейчас предлагается.
Нельзя научить или заставить молодого человека осваивать большие и сложные массивы информации, если он привык читать не более 10 строк текста, смотреть более 1 мин. видео и слушать не более 10 минут речи. Как вы поняли, я о нём, том самом уходящем Гутенберге.
Можно сколь угодно сетовать на падение познавательных способностей молодежи, то есть плохую память, неспособность анализировать текст, конспектировать его, кратко пересказывать,но реальность такова, какая она есть и с этим надо будет что-то делать, ибо процесс только стремительно усугубляется - даже поколение "покемонов" удивляется тем, кто идёт вслед за ними.
Нельзя также убедить современного парня или девушку, в том, что ему нужны знания, в то время как он видит, что жизненный успех приносят умения, причём порой не имеющие ничего общего со школьной или институтской программой. Кроме того, он видит пример того, как высокообразованные люди (врачи, учителя, ученые) получают отнюдь не достойное вознаграждение за свой труд.
Естественно, если "продавец" неуспешен, то каков тогда его "товар"?
Получается что образование за редкими исключениями медленно и верно превращается в формальность, некий "входной билет", атрибут.

Собственно, выхода два - либо сделать образование совсем (или частично) необязательным, либо попытаться как-то адаптировать его под нынешнее фактическое положение.
Понятно, что к первому варианту мы еще (?) не готовы, хотя в сфере высшего образования эти настроения уже явно проглядываются.
Соответственно, надо думать о том, как привести хоть в какое-то соответствие форму образования с внутренним содержанием самих обучаемых и качеством образовательной среды.
Стоит ли "тащить" к воображаемой планке тех, кому это в массе своей просто не по силам, плодя внутренние и внешние конфликты, злоупотребления, комплексы и очковтирательство. Не секрет ведь, что сейчас последний год в школах на самом деле посвящен "натаскиванию" на ЕГЭ, а дипломы за студентов зачастую пишут сами преподаватели.
По факту же действует негласный, но весьма устойчивый и эффективный принцип - выпустить всех, кто этого хочет и готов платить.

Какова альтернатива? Упростить до предела программы, снизить насыщенность усвоения дисциплин, максимально визуализировать и перевести в игровые формы сам процесс обучения, активно включить в процесс всевозможные гаджеты - от планшетов до телефонов? Сконцентрироваться на самых необходимых и универсальных практических навыках?
Возможно, но кому это надо и, главное, зачем? В конце концов, реальные, а не липовые революционеры и реформаторы как правило плохо кончают, а точки опоры для коренной перестройки пока не видно - ни родители, ни учителя, ни чиновники не готовы к резкой смене модели, пока еще худо-бедно, но вроде работает прежняя.
Tags: дети, образование, развитие
Subscribe

Posts from This Journal “образование” Tag

  • Денег нет, но вы… Фразы и контексты

    Премьер-министру Д. Медведеву известности не занимать, но он уже второй раз за непродолжительное время превращается в медийную «звезду».…

  • Чему пойти учиться?

    Наши оставшиеся в регионе выпускники заработали в среднем 20,8 тыс. руб. в месяц, тогда как уехавшие из региона имели среднемесячный доход в сумме…

  • И снова все о нем. О ЕГЭ

    Наступает очередное лето – пора солнца, тепла, фруктов, отпусков и, конечно же, каникул. Только вот не у всех оно будет безмятежным и спокойным…

  • Учительница строгая моя, или знания в обмен на покорность?

    Возможно, именно столкновение традиционных установок, с которыми не хочет расставаться старшее поколение в лице педагога, и философии нового,…

  • Ученье - свет, а неученых - тьма?

    Помнится, большой шум поднялся, когда хотели в 2014 году ввести обязательное требование о наличии профильного образования, в том числе и для тех, кто…

  • Опорный ВУЗ державы. Не срослось

    Реплика по поводу провала проекта опорного университета, размещенная в последнем номере "АиФ". Как мне кажется, практически случайное…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments